Первую сельскую школу построили на Каме в селе Гольяны

Юбилей педагогический коллектив решил отметить не традиционно и собрал гостей за «круглым столом», предложив поговорить на тему: «Миссия сельской школы в современном обществе». Хотя подарков, поздравлений, пожеланий долголетия и процветания, награждений и концертных номеров в этот день тоже было в достатке.

Гостей встречали песней и караваем дети, учителя и вокальный коллектив «Сударушка». Среди гостей были депутат Государственной Думы А.Е. Загребин, депутат Госсовета Удмуртской Республики Е.А. Дербилова, начальник отдела общего и дошкольного образования Министерства образования и науки УР Л.В. Пластинина, заместитель главы Администрации района по социальному комплексу Г.В. Шнейдер, начальники Управлений образования и культуры, спорта и молодежной политики Н.Г. Красноперова и С.Р. Мельчикова, главный редактор газеты «Пригородные вести» И.М. Маракулина, кандидат исторических наук А.Н. Кутявин, начальники управлений образования Малопургинского, Сарапульского, Воткинского, Як-Бодьинского районов, а также руководители образовательных учреждений района, члены  районного общества историков – архивистов, ветераны педагогического труда, жители Гольянского поселения и другие.

Всем, кто приехал на юбилей, предоставили возможность перелистать страницы истории в школьном музее «Памяти баржевиков». Об экспозициях музея рассказали ученицы 11 класса. После посещения музея гости прошли по Аллее славы школы, где были представлены достижений школы.

Затем они приняли участие в заседании «круглого стола» «Миссия сельской школы в современном обществе».

 

Открывая заседание, Алексей Егорович Загребин рассказал, что ему доверено партией «Единая Россия» руководить региональным проектом «Историческая память». В ближайшее время с федеральным куратором будет обсуждаться проект предложений от Удмуртии, какие объекты и инициативы можно было бы поддержать на федеральном уровне. Алексей Егорович предложил поговорить не только о достижениях, но и о проблемных вопросах и ситуациях, чтобы собрать материал, с которым можно было бы обратиться к депутатам Госсовета и Госдумы.

Забегая вперед, отмечу, из обсуждаемых вопросов была составлена резолюция «круглого стола», которая передана Депутатам Государственной Думы РФ и Госсовета УР.

 

О развитии земских школ в Удмуртии был доклад кандидата исторических наук Александра Николаевича Кутявина. По его мнению, в становлении системного школьного образования большую роль сыграла русская православная церковь. Государство осознало, что население надо учить, во времена Екатерины II. В это время появляются главные и малые народные училища. В 1867 году в Вятской губернии было введено земство. И земская начальная трехлетняя одноклассная школа стала ядром настоящего народного образования.

 

«История школы в истории страны» — тема выступления директора Гольянской средней школы Ирины Геннадьевны Шиляевой.

«В 807 году в с. Гольяны для обучения детей непременных рабочих Ижевского оружейного завода (с весны 1807 года в непременные работники были зачислены 42 селения, в том числе Гольяны) открывается первая сельская школа в Вятской губернии – школа-училище. Расположилась она на пристани рядом с Крестовоздвиженской церковью. Это было одноэтажное деревянное здание, длиной – 7 сажень, шириной – 3,5 сажени, высотой – 2 сажени…»

Об этом сохранилась запись в ведомости строений Ижевского оружейного завода за 1840 год. Сохранился и план строения. На первом месте в школе стояло обучение профессиональным навыкам, а потом уже и грамоте, и законам Божьим.

К октябрю 1917 года в каждом поселении Гольянской волости уже были школы. В 1926 году в Гольянах открывается Школа крестьянской молодежи (ШКМ) с агрономическим уклоном, где училась молодежь от 13 до 23 лет из 16 районов бывшего Сарапульского уезда. Учили правильно пахать землю, соблюдать севооборот, кормить скот, собирать золу для удобрения и многому другому. Это была школа воспитания молодых людей в духе передовой советской молодежи. Просуществовала она до начала 30-х годов.

В годы войны на территории школы (до 1965 года) располагался эвакуированный детский дом.

В 1960 году школа стала восьмилетней, в 1970 году – средней. В 2008 году школе присвоен статус образовательно-культурного центра МО «Гольянское». В 2011 году школа получила статус «Центра русской культуры» Завьяловского района УР «Святорусская земля – Лебедия».

В настоящее время в школе трудится 56 сотрудников. С 2003 года реализуется воспитательная система «Возрождение», основанная на педагогической системе Ушинского.

«Она выстроена на золотом правиле патриотического воспитания: «Без исторической памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности нет нации, народа»… Судьба дала мне возможность оказаться причастной к истории этой сельской школы, а значит, к истории России. Ведь это именно та история, на которой можно и должно воспитывать будущее поколение. Ведь человек, знающий свои корни, будет достойным гражданином своей страны», — завершила выступление Ирина Геннадьевна.

 

С какими проблемами сталкивается образовательно-культурный центр села – Лудорвайская школа им. Героя Советского Союза А.М. Лушникова – рассказала ее директор Надежда Николаевна Мерзлякова:

— В деревнях Пирогово и Лудорвай нет клуба. В Лудорвайской школе нет актового зала, на 15 классов-комплектов приходится 9 учебных классов. Но при этом мы руки не опускаем. Все мероприятия для населения, для молодежи проводим только в школе, больше негде. Все наши инициативы поддерживаются муниципальным образованием «Пироговское».

Большой проблемой в Лудорвае Надежда Николаевна считает организацию досуга молодежи, которой вечером негде собираться, кроме как в школьном спортзале. Предоставив для молодежи спортзал, взяв, так сказать «под свое крыло», директор столкнулась с другой проблемой: в школе нет отдельной ставки тренера или спорторганизатора.

Надежда Николаевна подняла вопрос об особом статусе образовательно-культурного центра. В настоящее время нет нормативной базы, чтобы работать в этом статусе.

 

Заместитель директора Ягульской школы Зинаида Семеновна Ившина  была участником  II Всероссийского съезда сельских учителей в г. Тамбов в 2014 году. Она поделилась впечатлениями о поездке. Тема съезда «Проблемы современной школы глазами сельского учителя» созвучна с темой «круглого стола».

Съезд проходил на разных площадках в сельских школах Тамбовской области. Фотографии слайдов со съезда впечатлили. Школа — это не просто место, где ребенок учиться и получает знания, а скорее второй дом, где ребенок еще и воспитывается. Большое внимание уделяется дополнительному воспитанию, школы работают в одну смену.

Особенность нашей системы образования, об этом тоже шла речь на съезде, – это большое количество малокомплектных школ. Учитель такой школы ведет сразу несколько предметов, для этого нужен другой уровень подготовки. Среди острых вопросов съезда, как рассказала Зинаида Семеновна, были: доступность качественного образования на селе, меры поддержки сельского учителя, социальные льготы и другие.

 

Директор Завьяловской школы Эльвира Сафиулловна Дудырева поддержала предложение коллег включить в резолюцию «круглого стола» необходимость федеральной программы по организации подвоза детей, в которой необходимо предусмотреть вопросы не только подвоза, но и сопровождения, финансирования, безопасности, обучения кадров сопровождения. Эльвира Сафиулловна говорила об имидже образовательного учреждения. В Завьяловской школе, например,  престижно работать и учиться. За последние пять лет в школу пришло 58 молодых педагогов. Один из родителей, выбрав для ребенка не городскую, а Завьяловскую школу, на свои средства поменял в ней все (!) окна и двери.

 

На «круглом столе» также говорили о новых образовательных стандартах, о трудовом воспитании учащихся, о необходимости сохранения выплаты 25% сельских, которую сейчас педагоги получают. Также поднимали острую проблему жилья для сельского учителя; вопросы инклюзивного образования и другие.

Обсуждая историю образования в Удмуртской Республике, участники встречи сошлись во мнении, что сельская школа всегда была носителем, генератором и трансформатором лучших прогрессивных идей, традиций, но  сегодня она требует пристального внимания со стороны государства.

В заключение депутат Государственной Думы Алексей Загребин вручил благодарственные письма за сохранение исторического наследия Удмуртской Республики заместителю директора по воспитательной работе Ирине Макаровой, жителю села Гольяны Александру Кузнецову, ученице 10 класса Подшиваловской средней школы Марии Медведевой, учителю удмуртского языка и удмуртской литературы Юськинской средней школы Петру Давыдову.

В рамках юбилея Почетными грамотами Министерства образования и науки УР, муниципального образования и Администрации МО «Завьяловский район», Управления образования района были отмечены педагоги, ученики школы и их родители.

 

Торжественный вечер продолжил юбилейный концерт, который подготовили учащиеся Гольянской школы.