Психологические барьеры в общении    

 640_1359964330amigues

Общение давно стало неотъемлемой частью нашей жизни на работе, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете… Обычно общением называют «процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией». Но в то же время общение в широком смысле слова не обязательно означает совместную деятельность. Общением можно считать и красноречивое признание в любви, и сцену безмолвного примирения.

И все было бы хорошо, если бы не барьеры в общении.  Именно они мешают нам получать от общения удовольствие и пользу. Чтобы достичь успеха в жизни, следует разобраться, какие бывают барьеры общения, и найти способы их преодоления.

Семантический   барьер – барьер, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Чтобы разрушить этот барьер, необходимо хорошо понимать партнера и те смыслы, которые он вкладывает в различные понятия. В случае возможных неточностей всегда подробно объясняйте, что вы имеете ввиду, старайтесь использовать понятные для собеседника слова и словосочетания.

Личностный барьер. У каждого из нас свой характер. Некоторые его черты порой бывают так заострены, что могут стать барьером в общении. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению. В этом случае попробуйте сообщить о своем дискомфорте собеседнику и попросите его говорить помедленнее или побыстрее.

Барьер стилей общения. Манера и стиль общения зависят от темперамента, характера, воспитания, профессии и других факторов. Стиль общения – это отношение к другим, отношение к себе и характер воздействия на людей (манипуляция, давление, уговоры и т. д.) Чаще всего стиль общения другого человека нам приходится просто понимать, поскольку изменить его сложно, а общаться зачастую бывает необходимо.

Эстетический барьер возникает, когда не нравится внешний вид  собеседника. Например, он неопрятно или неряшливо одет. Не замечать это бывает сложно, но необходимо, если контакт важен.

Барьер установки. Очень часто общение осложняется, если ваш партнер изначально имеет не очень хорошее мнение о вас. В большинстве случаев правильнее всего будет обсудить этот вопрос и честно спросить об этом собеседника, попытаться объяснить ему, что он ошибается. В тех случаях, когда это невозможно, постарайтесь построить свое общение так, чтобы он понял, что его установка ничем не подкрепляется, и она может исчезнуть сама собой.

Барьер «двойника». Зачастую мы невольно думаем о нашем собеседнике, как о самом себе: приписываем ему наши мнения и взгляды и ждем от него тех же поступков, которые сами бы совершили.  Но он другой. Важно не забывать об этом и стараться  воспринимать и запоминать все то, что отличает его от вас.

Грубость и невежественность. Все мы сталкиваемся с людьми, которые бывают невоспитанны. Иногда такое обращение нужно просто перетерпеть, особенно в том случае, когда человек не реагирует на замечания. Очень важно в этой ситуации самим оставаться вежливыми – иногда это помогает пресечь грубость.

Неумение слушать проявляется в отсутствии интереса к тому, что вы говорите, стремлении говорить о себе или постоянном перебивании.  В такой ситуации необходимо привлечь внимание, используя интонации, мимику, жесты.

 

К сожалению, в жизни не всегда есть возможность общаться лишь с приятными людьми. Как правило, все мы так или иначе оказываемся в ситуациях, когда возникают трудности.  Задача, стоящая перед вами в этот момент, – почувствовать барьер, определить его вид и применить способ, наиболее эффективно его устраняющий. Будьте спокойны, уверены в себе, терпимы к слабостям других и старайтесь не попадать в конфликтные ситуации.

 

Вера Буторина,

главный специалист управления семьи, материнства, детства и социальной

поддержки населения, психолог

Фото: http://www.dunalastair.cl/